вход для последователей сайта odissi.info, 14+
        Школа танца Одисси | Океан блаженства

Глава 11. "Традиционная система обучения"

Глава 11. Традиционная система обучения

Теперь стоит сказать и о том, как по традиции в Индии получали знание, в том числе и о танце. Раньше знания передавались изустно, от учителя, гуру, к ученику, шишья, по цепи преемственности, которая называется парампара, или гуру-шишья парампара. Такая цепь является очень качественной системой обучения, это – традиция передачи знаний во всей чистоте: будто ученик получает знание непосредственно из самого изначального источника. Так же, как все части растения питаются от его корней, ученики всех времен получают истинное знание от учителя, который сам, в свое время, тоже получил знание от своего учителя, а тот – от своего и т.д. И так искусство классического индийского танца передается из поколения в поколение.

Раньше гуру брал ученика к себе в дом, и ученик жил вместе с его семьей, выполняя различное служение, в том числе и работу по дому. Ученик старательно выполнял все поручения своего учителя и пытался помочь ему всеми возможными способами. В обмен на это гуру обучал его искусству танца. Иногда гуру даже не брал плату. Обучение длилось до тех пор, пока гуру не считал, что его ученик уже готов самостоятельно развиваться дальше. И, пока гуру не был удовлетворен, студент не мог получить разрешение на публичные выступления. Такая система существовала много веков, и те ветераны искусства, которым сейчас уже за семьдесят, учились именно так. Обычно процесс обучения до профессионального уровня исполнения танцев занимал до десяти лет. После этого молодой артист получал путевку в жизнь.

Сейчас все меняется, урбанистический образ жизни вносит свои коррективы во все, но главные принципы передачи знаний сохранены. Минимальный период обучения составляет от трех до пяти лет, студент сдает экзамены и получает квалификацию, а потом выбор за студентом, как он дальше будет совершенствоваться. Разумеется, что предпочтительнее не разрывать связь с гуру никогда, по крайней мере, еще некоторое время после основного периода обучения. Конечно, сейчас нет такого количества времени для близкого общения ни у учителя, ни у студента. Они не могут сфокусироваться только друг на друге, поскольку жизнь налагает множество других обязанностей. Старшие гуру оставляют этот мир, унося традиции беспрекословного подчинения младших старшим. Из-за растущего интереса к индийским танцам, студентов стало так много, что часто невозможно всех уместить в комнате. Темп и ритм жизни совершенно изменился. Получается парадокс: многие люди хотят получить все и сразу, не тратя на процесс обучения много времени, а многие гуру сконцентрированы на концертной деятельности, и их очень сложно застать в одном постоянном месте, где можно было бы обучаться у них искусству танца. В век глобализации дух и сама культура меняются, также чувствуется влияние телевидения и средств массовой информации, в которых пропагандируется новый стиль жизни. Модным в наше время стало учиться танцам от двух до пяти лет, а потом выступать самостоятельно, не спрашивая разрешения гуру и не исполняя первый сольный отчетный концерт, арангетрам, и даже не приглашая гуру на свои концерты. Неуважение, гордость, жадность, зависть и самонадеянность стали править миром. Однако, идти на поводу у таких низменных качеств - это очень плохая позиция, и без благословений гуру и всей цепи преемственности невозможно обрести милость и поддержку богов (а они управляют всеми делами во Вселенной!). Это ведет к непременным проблемам в жизни и в искусстве. Но все же, какая-то часть до сих пор придерживается традиционных правил, и это дает надежду, что искусство классического индийского танца не вымрет.

Дебют на сцене перед публикой называется арангетрам, или манч правеш, или ранга правеш и проводится очень торжественно. Это важное для всех мероприятие, особенно для учителя, для ученика и для его родителей. Это – первый шаг к профессиональному исполнению, но не последний. После этого только начинается совершенствование сценического мастерства, когда студент, зная основной репертуар, изучает много других композиций, чтобы углубить и расширить свой диапазон, на что уходит еще несколько лет. (Поэтому различается калибр профессионализма артистов в классических индийских танцах.)  Некоторые к этому времени еще молоды и полны энтузиазма, некоторым 20 лет или чуть больше, некоторым 25-30 лет и так далее. Считается, что танцовщица набирается жизненного опыта и мастерства примерно в 25-50 лет, и эти годы считаются  наиболее удачными и эффективными для профессиональных выступлений на сцене. Вообще, в индийских классических танцах нет ограничения по возрасту для концертной деятельности, однако, на Западе физическое состояние тела оценивается очень критично. В Индии же большинство звезд достигли творческих вершин в возрасте около 40 лет, и даже больше, и активно выступают до самой старости. 

О моих учителях

Я получаю искусство Одисси в уважаемой и авторитетной цепи преемственности, учитель моего учителя уже в почтенном возрасте, хотя до сих пор он еще ведет очень активную творческую жизнь: обучает и делает постановки, гастролирует в качестве режиссера со своими учениками, записывает музыку. Его имя – Шри Гуру Харе Кришна Бехера. Он с детства был обучен Одисси и был готипуа, позже он изучил традицию махари, храмовых танцовщиц, а потом и сам стал учить других. До середины пятидесятых годов прошлого века искусство Одисси изучали только в Ориссе. Гуру Харе Кришна Бехера одним из первых переехал из Ориссы в столицу Индии, Дели, и так дал возможность многим жителям других штатов Индии, а также иностранцам, учиться искусству Одисси, следуя всем традиционным правилам. Среди его прославленных учениц – выдающиеся танцовщицы – Сонал Мансингх, Мадхави Мудгал, Радха Редди, Кавита Двиведи и другие. При всем своем авторитете, величии и великолепии, однако, он никогда не гордился и не гордится, он религиозен,  ведет скромную жизнь, великодушен и очень заботится о своих студентах, проявляя все прекрасные качества настоящего традиционного учителя, Гуру. И его ученики следуют по его стопам. Многие из них уже и сами давно стали учителями, продолжающими цепь преемственности, передающими традицию Одисси в чистом виде.  Таким является и мой учитель, племянник Гуру Харе Кришна Бехеры – Гуру Пратап Чандра Бехера (Гуру Пратап Нараян).

Каждый ученик гордится своим гуруджи, и это замечательно. Мой гуру принадлежит к молодому поколению, учителей, чьи гуру еще живы, но уже в почтенном возрасте. Гуру Пратап Чандра Бехера, которого также называют Гуру Пратап Нараян (это давнее сценическое имя), уже много лет очаровывает знатоков искусства танца и вызывает восхищение у всех ценителей Одисси. Он родился в городе Баласоре, штат Орисса. Его путешествие в мир искусства началось еще в раннем детстве, поскольку этот талантливый ребенок был воспитан и обучен известным всему миру учителем танца Одисси Гуру Шри Харе Кришна Бехерой. Он очень удачлив: будучи ребенком, он находился в артистической среде и впитывал атмосферу искусства, таким образом, получив редкую благоприятную возможность самому стать достойным представителем своей династии. Его с самого рождения привлекали танцы, он старался понять их, попробовать на практике и показать другим, что всегда вызывало восторг и умиление взрослых, а также их одобрение и благословения. Маленького Пратапа считали очень способным, «чудо-ребенком». Постоянно находясь среди своих  сестер-танцовщиц и разных других учеников своего Гуру, дети сами учились проводить занятия танцами и музыкой, и это было для них увлекательной игрой. Дом Гуру Харе Кришна Бехеры всегда посещали и сейчас посещают музыканты, артисты и ценители искусства, общение с которыми дает мощный стимул к развитию. Гуру Пратап Чандра Бехера с малых лет старательно изучал искусство Одисси, и достигал в этом больших успехов. Тем не менее, будучи серьезным учеником, Гуруджи никогда не считал это предметом своей гордости и направлял все способности на совершенствование своего искусства. Он изучил как традицию исполнения готипуа, так и стиль махари; вообще, он много практиковался в танце, путешествовал с танцевальной труппой и получал необходимые навыки в практике, теории и эстетике Одисси.

Осыпав свою голову чистой пылью храма Конарк и Ната Мандапа Джаганнатха Пури, Гуруджи  положил начало своему искусству. В этом – его непоколебимая уверенность, что невозможно достичь успеха, не «загрязнившись» чистой пылью великих душ. Кроме того, в этих залах до сих пор сохранился дух и милость предыдущих великих артистов – служителей Бога. Просто опираясь лишь на себя, на свои силы, мы не сможем ничего достичь. В классических танцах Гуру Партап Чандра Бехеры мы можем ясно увидеть позы, движения и мимику Самих Богов. Каждое движение в его представлении прекрасно, среди них – «Трибханги», «Чок», изящные традиционные скульптурные позы, пассажи движений, а также эмоции, которые составляют одну из главных частей танца в стиле Одисси. Чувство любви, преданности, полные пафоса, особые движения тела в такт музыке воплощаются в грациозном танце. Работа стоп в его танце уникальна. Будучи искусным музыкантом и игроком на пакхавадже, он знает толк также и в изысканности музыки. Зрителей и критиков восхищают его танцы во всех аспектах – нритта, нритья и натья.

Гуру Пратап Чандра Бехера – очень талантливый и благодарный ученик, он получил свои знания и опыт в системе Гуру-шишья парампара, прожив непосредственно в доме своего Гуруджи более 20 лет. Он всегда имел настолько острый интерес к танцу и стремление к самовоспитанию и самообразованию, что впоследствии овладел также и наукой о том, как обучать других искусству танца. В нем – редкое и удачное сочетание образования, полученного традиционным способом, в Гуру-шишья парампаре, и современного высшего университетского образования. Ему присвоена квалификация Мастера Исполнительских Искусств и  Мастера Философии танца Одисси (MPAM.PhilOdissi Dance) по индийской системе U.D.C., также он обучался музыке, пению, аккомпанементу Одисси и игре на пакхавадже и получил квалификацию Сангитачарья. Как талантливого преподавателя, знатока и ценителя искусства, его постоянно приглашают обучать, давать лекции, семинары, готовить и проводить концерты и т.д. Поэтому он является востребованным и конкурентоспособным гуру в традиции танцев Одисси. За заслуги в преподавании и большой вклад в искусство и обучение ему присвоили титулы  Кала Бхушан и Шикша Бхушан в Университете Лалит Кала Санстхан им. Д-ра Амбедкара в Агре, где он преподает с 2000 года. Он является специалистом-критиком и знатоком своей гхараны (школы) в Одисси. Гуру Пратап Чандра Бехера – первый гуру Одисси, который поселился во Враджа Дхаме и погрузился в распространение своего стиля, Одисси, в Уттар Прадеше. Его деятельность не ограничивается преподаванием. Его исследования и вклад в развитие танца воплощаются в прекрасных композициях танцев Одисси, поставленных на стихи не только орисских поэтов, он переводит и использует в своих постановках поэзию преданности на хинди и санскрите. Так он раскрывает для людей сокровищницу поэзии вайшнавских святых: Сурдаса, Миры, Тулсидаса, Кабира, Свами Харидаса, Хит Харивамши. Его школа следует пути преданности, она изящна, лирична и поэтична, все постановки следуют эстетике и классике стиля, за что его работа получает признание специалистов, лучшие отзывы критики и искушенной публики. В Уттар Прадеше он прославился не только как гуру, режиссер и хореограф, но и как блестящий исполнитель танцев Одисси. Наверное, во всей Враджа Мандале нет такого храма, где бы он не выступал с огромным успехом, демонстрируя совершенство искусства танца во всех его аспектах. Многие опытные мастера выражают свое признание за эти представления, поскольку он очень хорошо преподносит людям чистоту традиционных форм танца Одисси. Перечень наград очень большой, и среди последних из них - золотая медаль от правительства штата Гуджарат за развитие искусства в штате Утттар Прадеш. Вместе со своими студентами он превращает многочисленные фестивали искусств в праздники любви и преданности Кришне.

Венунад Кала Кендра во Вриндаване и Матхуре, штат Уттар Прадеш, – это официально зарегистрированный институт, основанный Гуру Пратап Чандра Бехерой в 1994 году. Эта Кала Кендра занимается распространением традиции стиля Одисси во Враджа Дхаме. Здесь осуществляется всесторонняя подготовка: вокал, музыка и танец. Гуру Пратап Чандра Бехера, являясь директором этого Центра искусств, сам лично также преподает искусство танца. Венунад Кала Кендра дает законченное образование, предполагая выступления как сольные, так и групповые на сцене и в других условиях. В ней получают образование и зарубежные студенты, распространяющие это искусство в других странах. Залог большого успеха, по словам студентов, в том, что в этой мастерской они получают оценку своего творчества не только от  преподавателя, но и от самого Бога, который является истинным ценителем их достижений. В этой Кала Кендре они могут медитировать на то, что Бог - верховный экзаменатор - будет сам принимать у них зачеты. И конечно, результат замечательного творческого тандема гуру – ученик – Бог превосходит все ожидания.

Замечательная супруга Гуру Пратапа Чандра Бехеры, профессиональная танцовщица Одисси, Шримати Кунджалата тоже обучает студентов, и ученики называют ее по индийским правилам просто – Гурума, или Гурумата, что означает «гуру-мать», так как она (супруга Гуру) должна относиться ко всем студентам как мать.

Шримати Кунджалата родилась в Джайпуре (Орисса) в 1982 году в семье брахмана Вайшнава Мишры. Она с детства любила танцы, и в девять лет начала серьезно их изучать, поступив в Бхуванешваре в институт Банши Билас к Гуру Питамбару Вишвару.

Она была очень серьезной ученицей, всегда первой среди студентов, и за отличную учебу становилась лауреатом Национальной стипендии. В Банши Билас она получила квалификацию Нритьяланкар от центра Гандхарва Махавидьялая с золотой медалью, но ее уже невозможно было остановить. С каждым годом ее танец становился все прекраснее, и ее сравнивали с раскрывающимся бутоном. После получения квалификации Нритьяланкар она была отмечена профессорами и зрителями как талантливый молодой хореограф и ищущий исследователь искусства. Шримати Кунджалата углубляла свои теоретические знания, постоянно улучшала свой танец, изучала музыку, литературу по Одисси под руководством Доктора Будит Кумари Чаудхури, и так ей была присвоена квалификация Мастер Музыки Одисси (с золотой медалью) в Университете Уткал Сангит Махавидьялая. Она изучала историю и философию Одисси под руководством Гуру Харе Кришна Бехеры и Доктора Читралекхи Сингх и в Университете им. Доктора Амбедкара в Агре получила квалификацию Мастер Философии Одисси (с золотой медалью).

Совершенствуясь в исполнительском мастерстве, Шримати Кунджалата покорила многие города Индии своим обаянием и целеустремленностью, безупречной техникой Одисси и захватывающей актерской игрой. Сейчас она уже занимает достойное место среди известных исполнителей. Ее стиль грациозен и лиричен, он динамичен, с виду прост, открыт и очень выразителен и продолжает традицию исполнения Одисси школы уже оставившего этот мир Гуру Деба Прасада.  Она любит классику стиля в чистом виде, и своими профессиональными постановками обогащает классическую манеру исполнения Одисси новыми идеями.

Шримати Кунджалата с успехом сама уже обучает других и преуспевает в преподавании искусства хореографии Одисси, имея непосредственно своих студентов. Выйдя замуж за Гуру Пратапа Чандра Бехеру, к тому времени уже известному Гуру Одисси из династии Гуру Харе Кришна Бехеры, она переехала из Ориссы во Вриндаван. Там она стала ведущим преподавателем танца Одисси в институте своего мужа Шри Венунад Кала Кендра. Ее супруг поддерживает ее, как танцовщицу и целеустремленную личность, любые исследовательские идеи, развивает все ее начинания и дает возможность реализовать все планы, которых у нее много. Во Вриндаване, где все пропитано атмосферой любви и преданности Господу Кришне, Шри Лата открыла новые, неизведанные берега в океане своего творчества. Ее захватила средневековая поэзия святых-вайшнавов, написанная на хинди, таких авторов, как Мира Баи, Сур Дас, Тулси Дас, Кабир, Свами Харидас, Хит Харивамши и др. Вместе с мужем Шримати Кунджалата работала над драматическими и танцевальными постановками в стиле Одисси на стихи этих поэтов, показав, что язык танца универсален и понятен всем, независимо от штата, страны и национальности. Зрители Враджи и Уттар Прадеша, равно как и критики, встречали новые программы с особой теплотой, и на этих концертах всегда был аншлаг, что принесло славу Венунад Кала Кендре и лично Кунджалате и как профессиональной танцовщице, и как хореографу высокого уровня. За свои заслуги и вклад в развитие Одисси, а также за успехи в преподавании Шримати Кунджалата получила звание Кала Бхушан в Университете им. Доктора Амбедкара в Агре.

В 2006 году в Патне проводился Национальный Фестиваль Молодежи Индии, на котором по традиции проходил и конкурс танцовщиков - соревнования самых лучших, самых талантливых танцовщиков классических индийских танцев. Первый приз и Национальную Золотую медаль завоевала Шримати Кунджалата, которой публика и жюри восхищались на протяжении нескольких дней. Так же с большим успехом были покорены и другие конкурсы, были завоеваны многочисленные призы, медали и сердца людей. Ее нежность и пафос, возвышенная преданность и непосредственность, ее пылкость и энергия, ее редкий дар талантливой танцовщицы и актрисы очаровали множество людей в Индии: в ее биографии более тысячи сольных и групповых представлений на различных площадках и сценах Индии. По словам самой Шримати Кунджалаты, ее особенно привлекают образы Радхи и Кришны, и их божественная любовь в самых разных формах, описанные в 12 веке святым вайшнавским поэтом Джаядевой Госвами в его знаменитой поэме «Гита Говинда». И действительно, ее актерская игра в этих танцах бесподобна. Кунджалата способна создавать потрясающие образы героини (найики) и героя (найака), всецело перевоплощаясь в них и воспроизводя бесконечное количество оттенков эмоций в умонастроении чистой, божественной любви. Мимика и эмоции проникают прямо в сердце зрителей, и они плачут и смеются вместе с актрисой. Точно так же привлекает и ее отточенная техника танца Одисси: четкая работа стоп, плавные движения тела и рук, переходящие в законченные позы, выразительность жестов. Все это так увлекает, что время концерта пролетает, словно миг. Действительно, Шримати Кунджалата по праву считается одной из лучших молодых танцовщиц Одисси в Индии, а также одним из лучших молодых хореографов и педагогов.

В последние годы многие фестивали Браджа Мандалы, как общественные, так и религиозные, обязательно включают танцы Одисси в исполнении Кунджалаты и ее студентов. В числе ее студентов не только индийские ученики, но и приезжающие учиться специально в Венунад во Вриндаван жители разных стран и континентов: Соединенных Штатов Америки, Мексики, Бразилии, Франции, Великобритании, Венгрии, Хорватии, России и Израиля. Они хотят научиться не только хореографии (а в репертуаре Венунад Кала Кендры все прогаммные танцы Одисси, а также и танцы на стихи на ория и хинди), но также получить культуру целиком, в ее тесной связи с религией, философией и образом жизни.

С такими квалифицированными исполнителями и учителями древние традиции вновь оживают, а ученики и зрители чувствуют вкус, сладость и величие многовекового искусства индийского классического танца. Волшебство, таинство религии, ее истинный вкус воплощается в эстетике танца, и без ощущения красоты невозможно обрести глубокую внутреннюю связь со Всевышним. И такие исполнители дают нам такую возможность, выполняя очень важную миссию.  

В моем случае

Мне улыбнулась удача стать студенткой Гуру Пратапа Чандра Бехеры и Шримати Кунджалаты в Шри Венунад Кала Кендре в 28 лет, после долгих творческих поисков. Но, несмотря на мой возраст, я почувствовала, наконец, что нашла себя в искусстве и в жизни. На самом деле для человека ведь главное – найти себя, свое место в этом мире, свое призвание, и так реализовать свои различные желания. Я попала в атмосферу любви, взаимопонимания, взаимоуважения и всесторонней поддержки. Обучаясь в святом месте, во Вриндаване, я впитала в себя чувство бескорыстной преданности Богу и нравственной чистоты, желание совершенствоваться и углублять свои знания. Я приезжаю учиться в Венунад из года в год, и мне не хочется останавливать этот удивительный процесс получения знаний и опыта никогда.

После нескольких лет обучения в Венунад Кала Кендре, получив благословения моего гуру и много его рекомендаций и овладев базисом стиля Одисси, я стала сама преподавать искусство классического индийского танца в России. Я занимаюсь также постановками танцев и подготовкой программ. Вообще, мне кажется, что в этой области можно применить  все свои возможности и способности, которыми наградила нас природа, и развить еще и разные дополнительные качества. Можно задействовать свой творческий потенциал не только как хореограф, но и как режиссер, как постановщик, как дизайнер, как стилист и визажист, можно сшить прекрасные костюмы, подобрать украшения и аксессуары, и даже поработать со светом и звуком. Мне кажется, что это интересно не только женщинам, но и мужчинам, так как развитие творческих способностей важно для всех. С другой стороны, в моей жизни мне посчастливилось также, в свое время, получить университетское образование филолога со специализацией по мировой художественной культуре, так как меня всегда притягивало искусство в разных формах. И вот теперь, пройдя еще и сквозь науку о танце, я с уверенностью могу сказать, что индийские классические танцы – это кладезь для приложения интереса, они глубоки, возвышенны, разнообразны, они такие яркие, они могут зажечь, или расслабить, они воздействуют на все чувства, на все сознание и физическое тело. Поэтому я от души рекомендую соприкоснуться с этим и извлечь этот нектар.



БАЛАНС-ТВ      МОЦКТ     ruzov.ru     радио ГИМАЛАИ     Добрый магазин       "В поисках бессмертия"       Бхагавад-гита    
Сайт odissi.info не осуществляет какую-либо миссионерскую деятельность от имени какого-либо религиозного объединения, не направлен на распространение сведений о каком-либо вероучении среди лиц, не являющихся его последователями, не преследует цель вовлечения в какое-либо религиозное объединение.