вход для последователей сайта odissi.info, 14+
        Школа танца Одисси | Океан блаженства

ИСКУССТВО КАК ВИД ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РЕФЕРАТ)

ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ХГПУ

РЕФЕРАТ

ИСКУССТВО КАК ВИД ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

НА ПРИМЕРЕ КЛАССИЧЕСКИХ ИНДИЙСКИХ ТАНЦЕВ

ВЫПОЛНИЛ:
РУЗОВА Т.В.
3 КУРС ОЗО ФИЛ.ФАК.
ГРУППА ФИЛОЛОГИЯ

ПРОВЕРИЛ:
РАЗЖИРИНА Л.В.

2004


 1. ИСКУССТВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

ИСКУССТВО — МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ОТРАЖЕНИЕ МИРА

Отдельные науки и отрасли духовной и практической деятельности осваивают различные аспекты мира, позволяют сформироваться и осуществиться тем или иным сторонам личности. Искусство же — гарант восприятия мира в его целостности, хранитель целостности личности, целостности культуры и жизненного опыта человечества. Это всемирно-историческое назначение искусства вызывает к жизни его полифункциональность, обеспечивает его необходимость на всех этапах развития человечества, несмотря на то, что почти каждая из функций художественного творчества является «дублером» той или иной формы деятельности: существует наука, познающая мир, но и искусство — познание, есть педагогика, но и искусство — воспитание, существуют естественные языки и современные средства массовой информации, но и искусство—язык и средство информации, труд является главной формой проявления деятельной сущности человека, но и искусство — деятельность. Различные типы деятельности не подменяют функции искусства. Или, наоборот, искусство не заменяет ни одну форму деятельности человека, а специфично воссоздает, моделирует каждую деятельность. И ключ к пониманию этой специфичности заключен в эстетической и гедонистической функциях искусства, которые ничего не дублируют, являясь уникальной прерогативой художественной деятельности.
Еще в древности было замечено, что искусство «поучает, развлекая». Через эстетическое воздействие и наслаждение, получаемое человеком в процессе художественного творчества и восприятия искусства, осуществляется и его воспитательное влияние, и информирование, и познание, и передача опыта, и анализ состояния мира, предвосхищение и внушающее воздействие.
 Вся эта сумма проблем неизбежно подводит исследователя к вопросу о природе человека, которая и определяет специфику искусства.
. Трактовку личности как действующей, творческой развивал А. Грамши, подчеркнувший, что человек является процессом своих действий. Такое понимание проблемы легло в основу современных размышлений о том, что структуру личности определяет структура человеческой деятельности.
Однако деятельность может быть направлена вовне (на действительность) и вовнутрь (на личность действующего). Действуя в процессе труда, познания, общения и оценки, человек разворачивает, обогащает и развивает свои силы. С другой стороны, всякая самооценка, самопознание, самосозидание и «самообщение» не только формируют и строят личность, но и неизбежно ведут к деятельному вторжению человека в жизнь. Личность есть совокупность общественных связей, благодаря которым происходит распредмечивание и самоосуществление ее сущности.
 При исследовании проблем искусства следует опираться на модель человеческой деятельности, состоящую из двух элементов, каждый из которых, в свою очередь, делится на четыре подэлемента:

Деятельность  субъекта,  направленная вовне:
1) познание,
2) оценка,
3) труд,
4) общение.                                                                                                                                                                                           

Деятельность субъекта, направленная вовнутрь: 
1) самопознание,
2) самооценка,
3) самосозидание,
4) «самообщение» (автокоммуникация) .

Когда в силу тех или иных исторических обстоятельств искусство сосредоточивается только на самоценности личности, возникает «искусство для искусства». Оно признает за личностью ее самоценность, однако не учитывает важность ее включенности в систему общественных связей. Столь же односторонне рассматривать личность только с точки зрения общественного функционирования, забывая о ее самоценности, о ее собственных потребностях. Необходимо брать во внимание не только общественную ответственность человека перед историей, но и ответственность общества в целом и искусства как одного из институтов общества за судьбу и счастье личности. Забвение самоценности личности порождает представление, что незаменимых людей нет и что общественную функцию человека в принципе может выполнить любой другой человек. С учетом же двух планов человеческой деятельности — «вовне» и «вовнутрь» — оказывается, что каждый человек незаменим, личность неповторима и что обществом и искусством личностные потребности человека должны быть не менее полно удовлетворены, чем непосредственно социально полезные его потребности. При этом удовлетворение «внутренних», самоценных потребностей личности умножает ее творческие силы и дает социально полезный эффект. Искусство — образная модель человеческой жизнедеятельности. «Дублируя» оба типа деятельности человека («вовне» и «вовнутрь»), оно воспроизводит личность во всей ее многогранности и целостности, влияет на всю структуру сознания и деятельности человека, взаимодействуя с его жизненным и художественным опытом.


ИСКУССТВО — КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ, ОБОБЩЕНИЕ «ОПЫТА ОТНОШЕНИЙ».
В «Тезисах о Фейербахе» К. Маркс поставил мышление в связь с общественной практикой. Эта теоретическая идея звучит особенно актуально в наше время в связи с открытиями в психологии и физиологии высшей нервной деятельности, показывающими, что структура психики соответствует структуре деятельности.
Животному присущ приспособительный характер деятельности, человеку — преобразовательный, что привело к созданию совершенно новой по структуре, по функциям, по характеру психики. Долгое время психическую деятельность человека рассматривали как зеркальное отражение мира, как снятие слепков, снимков с действительности. При этом не учитывалась активность человеческого сознания, творящего мир. К процессу познания и преобразования окружающего подключен весь прошлый опыт человека. Восприятие, ощущение, а тем более представление и оценка — это сложнейший динамический процесс, включающий обратную связь.
У человека две системы оценок: по объективным значениям (оценка объектов с точки зрения их значимости в общественном производстве) и по личностным смыслам (в соответствии с индивидуальным опытом человека, соединяющим в себе субъективное и исторически обусловленное). Эстетическая оценка является личностной и отражает исторически обусловленную, устойчивую, необходимую связь субъекта с объектом. Через личное отношение раскрывается общечеловеческая ценность прекрасного предмета, его объективная значимость.
Искусство формирует аудиторию и формируется под ее обратным влиянием. Искусство — реципиент (зритель, читатель, слушатель) — это система с обратной связью
Искусство втягивает свою аудиторию в выработку идей и заставляет воспринимающего присваивать художественные идеи в личностной форме. Отсюда вытекает инвариантность и множественность художественной идеи: одна и та же художественная идея преломляется в разных головах по-разному. В науке только уровень присвоения идей разный. В искусстве же различны и уровень, и содержание присвоения: реципиент проецирует социально-исторический опыт, заключенный в художественном произведении, на свой индивидуальный; в результате возникает его личное отношение к действительности и поднятым проблемам. Художник заставляет публику присвоить его жизненный опыт, обогащенный знанием опыта других людей, как ее собственный.
Актер, например, может выразить жизнь только через себя, только через свое тело, свой голос, свою интонацию, он присваивает опыт отношений тысяч людей и передает его, перевоплощаясь в персонажи. Однако перевоплотившийся актер остается Качаловым или Москвиным, то есть он как бы пропускает общественный опыт через свое «я». Чтобы выразить опыт других людей в личностной форме, художник должен сделать этот многообразный опыт своим.
 Он как бы проживает тысячу жизней, вбирает их в себя, в свое творчество.
Художественный образ не только обладает всеми чертами конкретности представления, но и содержит в себе в снятом виде результаты мыслительной деятельности. Для художественного мышления специфична образность, сочетающая обобщенность и конкретность с личностной формой. Искусство воссоздает жизнь в ее целостности, дабы продлить, расширить, углубить реальный жизненный опыт общественного человека.
Высшие, социальные эмоции являются формой выражения, закрепления и оценки социально-исторического опыта отношений. Художественный образ исторически приспособлен для закрепления и выражения такого опыта.
 Человеческая психика дает оценки: 1) по значению, фиксируемые в понятиях, суждениях, умозаключениях (сфера науки), 2) по личностным смыслам, выражаемым в личностных чувствах. Причем следует различать обыденные чувства и художественные, которые являются продуктом глубокого обобщения, осмысления опыта отношений (сфера искусства). Искусство несет не обыденные, а художественные эмоции. В обыденных эмоциях переплетаются биологический и социальный опыт; художественные эмоции социальны. Биологическое в них если и присутствует, то только как фон или как элемент. В обыденных эмоциях много сиюминутного, случайного; художественные эмоции фиксируют социально-историческое, необходимое, устойчивое, важное для множества людей.
Обыденные эмоции могут быть и положительными и отрицательными. Советский психолог Л. С Выготский назвал художественные эмоции умными. Это социально ценные эмоции, обобщающие опыт отношений, их переживание доставляет эстетическое наслаждение. Обыденные эмоции существуют изолированно, художественные — только в художественной системе. Не освоив эту систему, ничего нельзя ни понять, ни пережить в искусстве.
Самый сложный образ опыта — представления — переходная ступень между восприятием и понятием, обобщение широчайших слоев общественной практики. Представление содержит в себе как значение, так и смысл осваиваемого явления. Для того чтобы художественные представления стали достоянием аудитории, их надо объективировать. Художественный образ и есть объективация системы художественных представлений.
Понятийное начало присутствует и в художественном мышлении— порой в скрытом, а иногда и в явном виде. Концептуальное содержание художественного произведения сложно по структуре и складывается из объективированных в образе представлений и идей.
Процесс освоения действительности характеризуется взаимодействием трех элементов: объекта (что познается); субъекта и его практики (кто и зачем познает); формы (как, в какой форме познается).


2. ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ИСКУССТВА ОБЩЕСТВЕННО-ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ И КОМПЕНСАТОРНАЯ ФУНКЦИИ (искусство как деятельность и как утешение).

Деятельно-преобразующее начало искусства проявляется в том, что:
1) художественное произведение оказывает идейно-эстетическое воздействие на людей;
2) включая людей в направленную и целостно ориентированную деятельность, искусство участвует в социальном преобразовании общества;
3) сам процесс творчества в искусстве есть определенное преобразование с помощью воображения впечатлений, фактов, почерпнутых из действительности. Автор перерабатывает жизненный материал в образы, строя новую реальность — художественный мир;
4) еще одна сфера деятельности художника — обработка строительного материала, из которого лепится образ.
Искусство — действие, творение художественного мира и преображение реального мира в соответствии с идеалами художника.


ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
(искусство как знание и просвещение)

Искусство способно к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.. Искусство осваивает богатство предметно-чувственного мира, раскрывает его эстетическое многообразие, открывает новое в уже известных вещах, в обыденном, привычном — необычное, Изображение явления в искусстве есть в известном смысле его открытие. Художник возвращает вещам первозданную прелесть. Искусство оттачивает наши чувства, учит по-человечески воспринимать мир. Оно становится как бы призмой цивилизации между глазом человека и природой. Оно формирует человеческую чувственность, видение мира, создает глаз, способный наслаждаться красотой красок и форм, ухо, способное улавливать гармонию звуков.
В каждом виде искусства свое соотношение деятельного и познавательного начала. Литература, кино и театр и изобразительны, и выразительны.
Искусство — средство просвещения (передача опыта, фактов) ¦ образования (передача навыков мышления, обобщения, системы взглядов). Оно выступает как «учебник жизни», который читают даже те, кто не любит других учебников. Познавательная информация, содержащаяся в искусстве, огромна. Оно существенно пополняет наши знания о мире. Сопрягая личный жизненный опыт с опытом других людей, искусство служит средством и познания мира, и самопознания личности.


ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
(искусство как анализ состояния мира)

Художник преломляет собственные наблюдения и размышления над жизнью, создавая целостную художественную концепцию.
Однако искусство тяготеет к концептуальности, оно стремится к глобальному мышлению, к решению общемировых проблем, к осознанию состояния мира. Художника интересует судьба и его героев, и человечества, он мыслит в масштабах истории, с нею соотносит содержание своего произведения. Сама история нашей страны, не раз соединявшая судьбу России с судьбами мира, вырабатывала тип художника-мыслителя с общемировыми заботами, с общечеловеческой проблематикой.
Искусство не исчезает под натиском мысли, как это представлялось Гегелю, оно интеллектуализируется. Для реалистического искусства XX в. характерно возрастание роли мысли в общем балансе художественного образа.

ФУНКЦИЯ ПРЕДВОСХИЩЕНИЯ
(«кассандровское начало», или искусство как предсказание)
При этом ученый способен делать умозаключения о будущем, а художник — его образно представить.
Существует непосредственное знание, прямо усматривающее истину, объективную связь вещей, не опираясь на доказательства. Интуиция позволяет осознать некоторые истины как самоочевидные, в том числе и картины будущего. Художник способен ясно и достоверно предугадывать грядущее. На этом основаны фантастические, утопические, антиутопические, социально прогнозирующие произведения искусства.
 
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
(искусство как сообщение и общение)
Искусство — средство художественного общения, и его с языком неоднократно подчеркивалось в истории эстетики
Информация, переданная на языке танца, живописи, архитектуры, скульптуры, прикладного и декоративного искусства, общедоступна, легче усваивается другими народами, чем информация   на   языке   слов.   Информативные   возможности   художественного языка шире и качественно выше, так как язык искусе и  понятнее,  и  метафоричнее,  гибче,  иносказательнее,  парадоксальнее, эмоционально, эстетически богаче, чем естественный, разговорный язык.
Искусство объединяет людей. В современном мире искусство прокладывает пути к взаимопониманию народов, оно — инструмент мирного сосуществования и сотрудничества.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ (искусство как катарсис; формирование целостной личности)
Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. Если воспитательное значение других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные -нормы, политика — политические взгляды, философия — мировоззрение, наука готовит из человека специалиста, то искусство воздействует комплексно на ум и сердце, и нет такого уголка человеческого духа, который оно не могло бы затронуть своим влиянием. Искусство формирует целостную личность.
Катарсическо-компенсаторная функция искусства имеет три основных аспекта: 1) гедонистически-игровой, развлекательный; 2) компенсаторный; 3) катарсический. Искусство своей гармонией влияет на внутреннюю гармонию личности, способствуя сохранению и восстановлению психического равновесия. При этом характер психического аффекта, возникающего в результате восприятия произведения, зависит и от характера произведения, и от типа, жизненного  опыта,  культурного  уровня  и  духовного  состояния  личности. Катарсическая  (очищающая)  и компенсаторная {способствующая  духовной  гармонии  человека)   функции важнейшими аспектами воспитательно-формирующего воздействия искусства на личность.

ВНУШАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ (искусство как суггестия, воздействие на подсознание)
Искусство — внушение определенного строя мыслей и чувств,| почти гипнотическое воздействие на человеческую психику. Произ2| ведение нередко как бы завораживает. Суггестия (внушающее! воздействие) была присуща уже первобытному искусству.
Внушение — функция искусства, близкая к воспитательной, не совпадающая с ней. 

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
(искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентации)
Еще в древности было осознано значение эстетической функции искусства. Индийский поэт Калидаса (приблизительно V в.) выделял четыре цели искусства: вызывать восхищение богов; создавать образы окружающего мира и жизни человека; доставлять высок удовольствия  с  помощью  эстетических  чувств   (рас):  комизма,  любви, сострадания, страха, ужаса и др.; служить источнике всеобщего наслаждения, радости, счастья и всего прекрасного. Современный индийский ученый В. Бахадур пишет, что цель искусства — вдохновлять, очищать и облагораживать человека, для этого оно должно быть прекрасным '.
Эстетическая функция — ничем не заменимая специфическая способность искусства: 1) формировать эстетические вкусы, способности и потребности человека; 2) тем самым ценностно ориентировать его в мире; 3) пробуждать творческий дух, творческое начало личности, желание и умение творить по законам красоты.
Искусство строит ценностное сознание человека, учит его видеть жизнь сквозь призму образности. Весь мир перед художественно цивилизованным сознанием предстает как эстетически значимый в каждом своем проявлении. Сама природа выступает в глазах поэта как эстетическая ценность. Вселенная обретает поэтичность, становится театральной сценой, живописной галереей, художественным творением (незаконченным). Искусство передает людям это ощущение эстетической значимости мира, давая ценностные ориентации в нем.

ГЕДОНИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ (искусство как наслаждение)
Искусство доставляет людям наслаждение. Как и эстетическая гедонистическая функция сопровождает и окрашивает все фута искусства. Художественное творчество раскрывает людям правду о жизни и доставляет им величайшую радость постижения красоты.

ЕДИНСТВО ПРЕДМЕТА И ЦЕЛИ ИСКУССТВА
Принципиально невозможно найти какую-то особую сферу, особый круг жизненных явлений, составляющих исключительный интерес искусства. Ни в природе, ни в обществе, ни в духовной жизни человека нет таких явлений, которые были бы недоступны искусству или не интересовали его
 У художника и ученого различны практические определители связи с миром. Творец искусства подходит к действительности, побуждаемый своей целью, которая обусловливает его угол зрения, его специфический, художественный взгляд на мир.
Искусство существует во имя людей, его высшая цель — гуманизм, счастье и полноценная жизнь личности. Но это слишком общая и не специфическая цель искусства. Искусство полифункционально:   оно   познает,   воспитывает,   предсказывает   будущее, оказывает сверхсмысловое (магия слов, красок, звуков, форм), внушающее, почти гипнотическое влияние и гедонистическое воздействие на людей, а также имеет другие функции. Во всем этом и заключается общественная практика, многогранная цель искусства.
Полифункциональность искусства многое объясняет в его природе. Однако, чтобы схватить сущность художественного творчества, следует найти некую единую, объясняющую все его многообразные функции сущностную цель. Практика искусства многогранна, но есть одна его сущностная цель — социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство делает личность истинно человеческой и истинно общественной, вовлекая в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа. Искусство непринужденно и непосредственно воздействует на сокровенное и индивидуальное мироощушение личности.

3.КЛАССИЧЕСКИЕ  ИНДИЙСКИЕ ТАНЦЫ

ОДИССИ


Одисси, классический танец штата Орисса, развивался в храмовой атмосфере. Это лирический стиль танца, в нём существуют правила телодвижений, совершенно отличные от других видов. Его основным качеством является утончённость, а эстетика стиля строится на тесной связи поэзии и музыки. Легенда гласит, что Шива и его сын Ганеша обучили своему небесному танцу апсару Манирамбху, а через мудреца Бхарату – мудреца Аттахаса, который затем передал это искусство храмовым танцовщицам, махари, или девадаси Одисси. Во время правления династии Сурья в Одисси появилась абхиная или драматически выразительный танец.  Тогда Орисса уже достигла вершины славы в области искусства и литературы.
Стили классического индийского танца лучше не сравнивать между собой. Каждому присущи своё очарование и красота. В основе Одисси лежат богатейшие средства техники, в этом стиле много записанных в текстах или передаваемых изустно правил. Положения ног, постановка стопы на носок или пятку, поза тела, изгибы тела, пластика движений и походки – всё в месте представляет собой прекрасное зрелище. Это очень стилизованные тонкие и изящные движения, создающие впечатление, что тело танцовщицы постоянно принимает позы, радующие глаз и доставляющие эстетическое наслаждение. Одисси присуще своё собственное необычайное очарование, гармония линий движения, это очень «скульптурный» стиль танца. Костюм танцовщицы Одисси составляет шёлковое сари. Украшения делаются из серебра. На щиколотках позванивают колокольчики. Кроме того, танцовщицы Одисси сооружают себе весьма сложную причёску в форме пучка, украшенного миниатюрным изображением храмовой башни (гопуры), в волосы вплетаются гирлянды из цветов и, наконец, красная жидкость алта наносится на ладони и стопы. Аккомпанируют танцовщице музыкант, играющий на мардале или пакхавадже, флейтист и певец.

БХАРАТА НАТЬЯМ


Бхарата Натьям – утончённая и сложная форма танцевального искусства штата Тамилнад. Это динамичный, земной и очень чёткий стиль танца. Ему присуще разнообразие движений с упором на притопывание, прыжки и повороты. Основные фигуры – уравновешенные позы с вытянутыми руками и ногами, что придаёт танцу некоторую линейность. В этом танце в равной степени чувствуются красота и сила, замедленность и убыстрённость, чистый танец и пантомима.
Слово Бхарата состоит из первых слогов следующих слов: бхава (чувства), рага (мелодия) и тала (ритм) и оно как бы объединяет три столпа, на которых основан стиль. Существует ещё одна гипотеза, согласно которой стиль Бхарата Натьям, строго придерживающийся заветов «Натьяшастры», получил своё название в честь мудреца Бхараты, составителя этой древней книги. Скульптуры в южноиндийских храмах рассказывают о том, как музыка и танец были переданы людям самими богами и богинями.
В сегодняшних концертах в состав оркестра, который аккомпанирует танцовщице, входят наттуванар, певица, исполнитель на тампуре, флейтист, скрипач и музыкант, играющий на вине. Мриданга – важнейший ударный аккомпанирующий инструмент, придающий всей программе энергию и единство.
Танцовщица Бхарата Натьям одета в красочный костюм. Волосы танцовщицы заплетены в косу. В них вплетены цветы и украшения. Традиционное головное украшение состоит из длинного плоского обруча, охватывающего голову и окаймляющего лицо, и двух больших круглых заколок на темени по обе стороны пробора, символизирующих солнце и луну. Танцовщица также одевает золотые браслеты, ожерелье с большой подвеской, колье, пояс, браслеты для ног и колокольчики. Костюм танцовщицы составляет богатое сари из Канчипурама.

КАТХАК


Катха кахе со катхак – «тот, кто рассказывает историю, - катхак». Катхаки получили известность как опытные музыканты и танцоры. Это стиль севера Индии. Техническая виртуозность и пышность сочетаются с утончённостью в изображении настроений и эмоций. Важная составная часть повествовательной традиции катхака представляет собой стихи в виде стилизованного песнопения, перемежающиеся ритмическими вставками на ударных инструментах. Стилю присущи чёткость и изящность. Энергичные движения ног перемежаются чаккарами (вращением). Танцовщица должна в быстром темпе совершать многократные вращательные движения вокруг вертикальной оси. Исполнитель катхака импровизирует при помощи ног, причём подобного совершенства не достиг ни один другой стиль танцев, сегодня сложнейшие движения ног явно выделяются как самый сильный и развитой элемент стиля. Хасты (жесты) выстраиваются так, как это естественно получилось бы у любого человека. Поэтому здесь легче понять, что хочет выразить танцор, чем в большинстве других классических стилях танца. По своей природе катхак был изначально религиозным танцем, и поэтому стихи и музыкальные формы, выбранные для представления были посвящены божеству и идее преклонения перед ним. Сплав индуистской и мусульманской культур в этом стиле как бы благословил его, одарив уравновешенностью подхода и сделав его самым «естественным» из всех видов классического танца в Индии. Катхаку присущи самозабвение и в тоже время сдержанность, подчёркивающие его яркость и придающие ему неотразимое очарование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Основы общей психологии. С.Л.Рубинштейн С.П.2001
2. Психология. Р.С.Немов М.2001
3. Эстетика. Ю.Борзов М.19998
4. Indian Classical Dance. Tradition in Transition. Leela Venkataraman. Roli Books.



БАЛАНС-ТВ      МОЦКТ     ruzov.ru     радио ГИМАЛАИ     Добрый магазин       "В поисках бессмертия"       Бхагавад-гита    
Сайт odissi.info не осуществляет какую-либо миссионерскую деятельность от имени какого-либо религиозного объединения, не направлен на распространение сведений о каком-либо вероучении среди лиц, не являющихся его последователями, не преследует цель вовлечения в какое-либо религиозное объединение.