О стиле классического индийского танца Одисси
Танцы в силе Одисси существуют с древних времён, о них упоминается ещё в главном танцевальном трактате «Натья шастра» Бхараты Муни, который датируется самым началом нашей эры. Танцы развивались и уже тогда присутствовали в жизни храмов, как важный элемент служения, во дворцах царей и в жизни людей. Для храмовых танцев требовалось длительное обучение, такие танцы относились к категории марги, то есть сложные и требующие многолетнего изучения под руководством учителя, гуру. Сейчас такие танцы в Индии относят к категории классических. Существовали девадаси - девушки, которых долго обучали искусству танца, пению и игре на музыкальных инструментах, проводили ритуал выдачи их замуж за божество, и так они участвовали в различных религиозных ритуалах, обрядах, танцевали на фестивалях и праздниках. Также танцы всегда присутствовали в важных событиях в жизни людей, таких, как свадьбы, торжества и в других мероприятиях в качестве средства эстетического и психологического воздействия, призванное пробудить в участниках события самые лучшие чувства, желания и качества. В 12 веке был построен знаменитый храм Джаганнатхи в Пури, и в тот же период святой вайшнавский поэт Джаядева Госвами написал удивительное произведение «Гита Говинда», посвящённое божественной любви Радхи и Кришны. Он также предполагал его как музыкальное, и указал, под какую рагу (мелодию) и под какой ритм (тал) исполнять стихи. Эту драму танцовщицы исполняли перед Божествами, и потом это было включено в общий ритуал поклонения в храме Джаганнатхи.
Махари (так назывались девадаси в храме Джаганнатхи) должны были придерживаться строгих правил и ограничений в жизни. Им также не разрешалось выступать для публики, они танцевали только на специальных религиозных фестивалях и в храме для Божества. Позже при дворе царей и для публики стали выступать готипуа – мальчики, одетые в женские костюмы. Они исполняли очень сложные танцы, требующие серьезной акробатической подготовки. Для этого они по многу часов ежедневно тренировались в специально предназначенных для этого спортзалах – акхадах. Это больше напоминало цирковые номера, однако, их танцы были очень изящными и орнаментальными, и их нежный, юный возраст обеспечивал легкость движений и гибкость, от них не ожидалось глубокого проникновения в эмоционально насыщенные части танца. Готипуа танцевали и для Божеств тоже - во время разных храмовых церемоний и фестивалей. Позже в Одише неоднократно менялись религиозные правила и традиции, так как ее неоднократно завоевывали. В середине же 20 века Одисси был официально признан классическим стилем. В Одисси пересеклись и соединились две классические индийские музыкальные системы – северная, Хиндустани, и южная, Карнатик. Поэтому музыка в Одисси особая: в ней нежность и сладость севера и пылкая страсть юга сплелись воедино.
Стиль Одисси очень лиричен, эмоционален и мягок. Это олицетворение любовной поэзии в движении. Все пропитано бхакти, или любовью и преданностью Богу. Репертуар состоит из танца-приветствия «Мангалачарана», затем исполняют технические композиции – «Стхаи», «Батту», потом экспрессивные, выразительные «Паллави», сочетающие технику и эмоциональность, потом смысловые и драматические танцы – «Аштапади» из «Гита Говинды», или танцы на стихи орисских поэтов, и в конце исполняется «Мокша», очень интенсивный технический танец, олицетворяющий освобождение танцовщицы от уз материального мира, который заканчивается возвышенными стихами с пожеланием мира, добра, счастья и покоя.
Как же передавалось искусство танца в течение всех этих лет?
По традиции в Индии получали знание, в том числе и о танце, от гуру, учителя, к ученику, шишья, по цепи преемственности, которая называется парампара, или гуру-шишья парампара. Такая цепь является очень качественной системой обучения, это – традиция передачи знаний во всей чистоте: будто ученик получает знание непосредственно из самого изначального источника. Так же, как все части растения питаются от его корней, ученики всех времен получают истинное знание от учителя, который сам, в свое время, тоже получил знание от своего учителя, а тот – от своего и т.д. И так искусство классического индийского танца передается из поколения в поколение.
Раньше гуру брал ученика к себе в дом, и ученик жил вместе с его семьей, выполняя различное служение, в том числе и работу по дому. Ученик старательно выполнял все поручения своего учителя и пытался помочь ему всеми возможными способами. В обмен на это гуру обучал его искусству танца. Иногда гуру даже не брал плату. Обучение длилось до тех пор, пока гуру не считал, что его ученик уже готов самостоятельно развиваться дальше. И, пока гуру не был удовлетворен, студент не мог получить разрешение на публичные выступления. Такая система существовала много веков, и те ветераны искусства, которым сейчас уже за семьдесят, учились именно так. Обычно процесс обучения до профессионального уровня исполнения танцев занимал до десяти лет. После этого молодой артист получал путевку в жизнь.
Сейчас все меняется, урбанистический образ жизни вносит свои коррективы во всё, но главные принципы передачи знаний сохранены. Существуют поддерживаемые государством институты, где гуру преподают танцы и принимают экзамены. Минимальный период обучения составляет от трех до пяти лет, студент сдает экзамены и получает квалификацию, а потом выбор за студентом, как он дальше будет совершенствоваться. Разумеется, что предпочтительнее не разрывать связь с гуру никогда, по крайней мере, еще некоторое время после основного периода обучения.
Конечно, сейчас нет такого количества времени для близкого общения ни у учителя, ни у студента. Они не могут сфокусироваться только друг на друге, поскольку жизнь налагает множество других обязанностей. Старшие гуру оставляют этот мир, унося традиции беспрекословного подчинения младших старшим. Из-за растущего интереса к индийским танцам, студентов стало так много, что часто невозможно всех уместить в комнате. Темп и ритм жизни совершенно изменился. Получается парадокс: многие люди хотят получить все и сразу, не тратя на процесс обучения много времени, а многие гуру сконцентрированы на концертной деятельности, и их очень сложно застать в одном постоянном месте, где можно было бы обучаться у них искусству танца. В век глобализации дух и сама культура меняются, также чувствуется влияние телевидения и средств массовой информации, в которых пропагандируется новый стиль жизни. Модным в наше время стало учиться танцам от двух до пяти лет, а потом выступать самостоятельно, не спрашивая разрешения гуру и не исполняя первый сольный отчетный концерт, арангетрам, и даже не приглашая гуру на свои концерты. Неуважение, гордость, жадность, зависть и самонадеянность стали править миром. Однако, идти на поводу у таких низменных качеств - это очень плохая позиция, и без благословений гуру и всей цепи преемственности невозможно обрести милость и поддержку богов (а они управляют всеми делами во Вселенной!). Это ведет к непременным проблемам в жизни и в искусстве. Но все же, какая-то часть до сих пор придерживается традиционных правил, и это дает надежду, что искусство классического индийского танца не вымрет.
О моих учителях.
Я получаю искусство Одисси в уважаемой и авторитетной цепи преемственности, учитель моего учителя уже оставил этот мир в почтенном возрасте, он все свои годы вёл активную творческую жизнь, его имя Гуру Харе Кришна Бехера. Он с детства был обучен стилю Одисси и был готипуа, позже он изучил традицию махари, храмовых танцовщиц, получил образование и потом и сам стал гуру, стал учить других. До середины пятидесятых годов прошлого века искусство Одисси изучали только в Одише. Гуру Харе Кришна Бехера одним из первых переехал из Одиши в столицу Индии, Дели, и так дал возможность многим жителям других штатов Индии, а также иностранцам, учиться искусству Одисси, следуя всем традиционным правилам. Среди его прославленных учениц – выдающиеся танцовщицы – Сонал Мансингх, Мадхави Мудгал, Радха Редди, Кавита Двибеди и другие.
Каждый ученик гордится своим гуруджи, и это замечательно. Мой гуру принадлежит к следующему поколению учителей, его имя Гуру Пратап Чандра Бехера, которого также называют Гуру Пратап Нараян (это давнее сценическое имя). Он родился в городе Баласор, штат Орисса. Его путешествие в мир искусства началось еще в раннем детстве. Будучи ребенком, он попал в дом своего дяди, музыканта и гуру Одисси, и поэтому постоянно находился в артистической среде и впитывал атмосферу искусства, таким образом, получив редкую благоприятную возможность самому стать достойным представителем своей династии. Постоянно находясь среди своих сестер-танцовщиц и разных других учеников своего Гуру, дети сами учились проводить занятия танцами и музыкой, и это было для них увлекательной игрой. Дом Гуру Харе Кришна Бехеры всегда посещали и сейчас посещают музыканты, артисты и ценители искусства, общение с которыми дает мощный стимул к развитию. Гуру Пратап Чандра Бехера с малых лет старательно изучал искусство Одисси, он получил свои знания и опыт в системе гуру-шишья парампара, прожив непосредственно в доме своего Гуруджи более 20 лет. Он всегда имел настолько острый интерес к танцу и стремление к самовоспитанию и самообразованию, что впоследствии овладел также и наукой о том, как обучать других искусству танца и сам стал гуру. Получив диплом Мастера Исполнительских Искусств и Мастера Философии танца Одисси (MPA, M.Phil. Odissi Dance) по индийской системе U.D.C., он обучился также музыке, пению, аккомпанементу Одисси и игре на пакхавадже и получил профессиональную квалификацию Сангитачарья. За заслуги в преподавании ему присвоили титулы Кала Бхушан и Шикша Бхушан в Университете Лалит Кала Санстхан им. Д-ра Амбедкара в Агре, где он преподает. Гуру Пратап Чандра Бехера – первый гуру Одисси, который поселился во Враджа Дхаме, Вриндаване, в святом месте, и погрузился в распространение своего стиля, Одисси, в штате Уттар Прадеш. Перечень его наград очень большой, и среди них - золотая медаль от правительства штата Гуджарат за развитие искусства в штате Уттар Прадеш. Вместе со своими студентами он превращает многочисленные фестивали искусств в праздники любви и преданности Кришне.
Венунад Кала Кендра во Вриндаване и Матхуре, штат Уттар Прадеш, – это официально зарегистрированный институт, основанный Гуру Пратап Чандра Бехерой в 1994 году. Здесь осуществляется всесторонняя подготовка: вокал, музыка и танец. Гуру Пратап Чандра Бехера, являясь директором этого Центра искусств, также преподает искусство танца Одисси, а также в нём преподаёт и его супруга Шримати Кунджалата Мишра, замечательная профессиональная танцовщица Одисси, которая также является и моей второй гуру.
Шримати Кунджалата родилась в Джайпуре (Орисса) в 1982 году в семье брахмана Вайшнава Мишры. Она с детства любила танцы, и в девять лет начала серьезно их изучать, поступив в Бхуванешваре в институт Уткал Сангит Махавидьялая и по его окончании вступила в коллектив Банши Билас к Гуру Питамбару Бишвалу.
Она была очень серьезной ученицей, всегда первой среди студентов, и за отличную учебу становилась лауреатом Национальной стипендии. В Банши Билас она получила квалификацию Нритьяланкар от центра Гандхарва Махавидьялая с золотой медалью, но ее уже невозможно было остановить. С каждым годом ее танец становился все прекраснее, и ее сравнивали с раскрывающимся бутоном. После получения квалификации Нритьяланкар она была отмечена профессорами и зрителями как талантливый молодой хореограф и ищущий исследователь искусства. Шримати Кунджалата углубляла свои теоретические знания, постоянно улучшала свой танец, изучала музыку, литературу по Одисси под руководством Доктора Бидут Кумари Чаудхури, и так ей была присвоена квалификация Мастер Музыки Одисси (с золотой медалью) в Университете Уткал Сангит Махавидьялая. Она изучала историю и философию Одисси под руководством Гуру Харе Кришна Бехеры и Доктора Читралекхи Сингх и в Университете им. Доктора Амбедкара в Агре получила квалификацию Мастер Философии Одисси (с золотой медалью). Шримати Кунджалата помимо преподавания очень много выступала в Индии и за рубежом с концертами и создавала свои постановки как талантливый хореограф. Её тяга к развитию способствовала её ученическому и творческому союзу с одним из самых известных гуру Одисси Дурга Чаран Ранбиром, под руководством которого она продолжает свой творческий путь.
Мне улыбнулась удача стать студенткой Гуру Пратапа Чандра Бехеры и Шримати Кунджалаты в Шри Венунад Кала Кендре в 28 лет, после долгих творческих поисков. Но, несмотря на мой возраст, я почувствовала, наконец, что нашла себя в искусстве и в жизни. На самом деле для человека ведь главное – найти себя, свое место в этом мире, свое призвание, и так реализовать свои различные желания. Я попала в атмосферу любви, взаимопонимания, взаимоуважения и всесторонней поддержки. Обучаясь в святом месте, во Вриндаване, я впитала в себя чувство бескорыстной преданности Богу и нравственной чистоты, желание совершенствоваться и углублять свои знания. И хотя я уже получила диплом мастера танца в 2011 году, но до сих пор я приезжаю учиться в Венунад Кала Кендру во Вриндаван из года в год, и мне не хочется останавливать этот удивительный процесс получения знаний и опыта никогда.