Храм и танец, храмовый танец, танцы в храме…
Интервью для журнала с Сатьябхамой деви даси (Татьяной Рузовой), руководителем студии танца «Лиламрита», г. Москва.
Что такое храмовый танец?
Танец и музыка на Востоке, и в Индии в частности, считались способом соединить душу и Бога, средством связи себя с окружающим миром, природой, стихиями и с другими людьми, они присутствовали в религиозной жизни. О танцах в храмах в священных трактатах говорится, что Всевышнему Господу (и другим богам) нравится, когда их прославляют посредством танца. Они благодарны за это и дают разные благословения. В духовном мире танцы присутствуют вечно, что также говорится в писаниях. Большинство форм танцевального представления являются выражением любви, преданности и прославлением богов, их имён, форм, атрибутов, их качеств и деяний. Всё это привело к тому, что в храмах с древних времён существовали особые храмовые танцы. Одни танцы - грациозные, прекрасные и сложные, под аккомпанемент специального оркестра, исполняли тщательно обученные храмовые танцовщицы - девадаси . Они считались земными жёнами божества и храмовыми служительницами и проходили многолетнюю подготовку в музыке, пении, технике танца и драматическом искусстве. Другие танцы, простые, не требующие специальной подготовки, как служение Господу и выражение своих чувств, своего внутреннего состояния, как способ медитации, танцевали все желающие посетители храма на службах, праздниках, фестивалях, процессиях. Такие танцы всегда остаются доступными всем и в наши дни. В 1947 году Индия обрела независимость, и творческое наследие систематизировали. В силу многих причин упразднили традицию служения девадаси в храме, но храмовые танцы стали отдельным видом искусства - классическими индийскими танцами, и теперь им обучают в специальных институтах и их танцуют на сцене перед зрителями. Таких классических стилей сейчас в Индии насчитывается 8: Бхаратанатьям, Кучипуди, Одисси, Катхак, Катхакали, Мохини Аттам, Манипури и Саттрия. Этому искусству теперь стало возможным обучиться, посвятив много времени и сил. Меня очень тронули сложные, интересные и насыщенные танцы и я решила связать с этим искусством свою жизнь, прошла обучение во Вриндаване и теперь преподаю это в Москве, в студии «Лиламрита» с 2007 года. Мой многолетний опыт показал, что храмовый танец - это очень благоприятная практика: он тренирует тело, но также разносторонне обогащает наше сознание, поскольку приходится познавать себя, концентрировать свой ум, дисциплинировать себя, запоминать движения и слова, работать с эмоциями, изучать тексты, ну и конечно, работа с гримом и костюмом всегда приятна. Сделав храмовый танец частью жизни можно укрепить и улучшить свою духовную практику.
Как медитировать во время танца на Господа?
Храмовые танцы (как и всё остальное) предназначены для того, чтобы доставить радость Господу, и они основаны на разных текстах преданности - на поэзии святых, на эпосах «Рамаяна» и «Махабхарата» и на других священных трактатах, само изучение которых уже способствует медитации на Господа. Интересно, что Сам Всевышний Бог в основном описывается в танцевальных текстах не как кто-то далёкий или недостижимый, но наоборот, как тот, кто заботится об этом мире, как друг, спаситель, также, как любимый, или как маленький ребёнок. Это помогает понять Его как Личность и думать о нём как о Личности, о Его облике или лилах. Классический танец подразумевает, что мы с помощью тела и особого стилизованного языка танца изображаем, то, что поётся, и конечно, когда мы показываем текст, то невозможно не думать о нём, не погружать в это действие свой ум и чувства, не концентрируясь на этом, поэтому медитация в танце самая прямая. Телесный язык для этого конечно нужно сначала изучить, чтобы его понимать и использовать, и в процессе изучения самих жестов, поз и мимики мы тоже работаем с текстами на санскрите, где приходится понимать смысл текста, смысл слова, и так тоже мы погружаемся в медитацию на Господа. Даже просто воспроизводя в уме, вспоминая текст, музыку или движения танца мы можем сконцентрироваться на Господе. В костюме стиля Одисси мы надеваем на голову миниатюрную башенку, символизирующую храм Господа Джаганнатхи, это тоже помогает помнить, для кого мы исполняем танец. Поэтому классический, или храмовый танец сам по себе способствует медитации на Господа. А если имеется в виду обычный танец на киртане, то в этом случае есть множество рекомендаций духовных учителей, как это делать, но главное конечно в любой медитации на киртане - это слушать Святое имя.
Можно ли и как танцевать священные писания? Например, шлоки из «Шримад-Бхагаватам»?
Да, в классическом индийском танце используется танцевальный язык, танцевальная техника и абхиная (актёрское мастерство, искусство выразительности), и к этому тексту должна быть специально подобранная музыка, так как танец неразрывно связан с музыкой. Она должна быть в гармонии с текстом, соответствовать его смыслу или настроению. В классическом индийском танце есть множество композиций, основанных на разных священных писаниях. Приходите к нам на занятия в студию «Лиламрита» и мы научим вас, как можно это правильно сделать. Мы изучаем текст, перевод, музыку, затем движения, так всё соединяется и рождается танцевальная композиция.
Роль и значение разных движений в танце.
Цель искусства — вдохновлять, очищать и облагораживать человека, и для этого оно должно быть прекрасным. Поэтому танец должен быть красивым. В индийском танце есть понятие абхиная, которое означает «искусство выразительности». Эта выразительность включает в себя 4 аспекта: ангика (телесная выразительность), вачика (слова, поэзия, вокал), ахарья (костюм и грим, декорации) и саттвика (эмоции, чувства), и все эти составляющие применяются в классических, храмовых танцах и стиле Одисси, который я исполняю и преподаю. Ангика абхиная - это язык тела, стилизованный язык танца: движения головы, глаз, шеи, стоп, тела, жесты для рук, позы, походки, вращения, степы, прыжки - всё это входит в телесный язык. Это танцевальная техника, без знания которой мы не сможем объясниться на языке танца. Конечно, сразу бросается в глаза визуально то, что в стиле Одисси доминируют ломаные и плавные линии, изогнутые, волнообразные и спиралеобразные движения и скульптуроподобные позы, называемые бханги. В основном эти бханги основаны на концепте индийской иконографии трибханги — трёх изгибах тела: в ногах, в талии и в шее. Вес тела при этом смещен на одну ногу. Такое положение всегда выглядит очень изящно и усиливает грацию тела. Подобные позы часто ассоциируются с прекрасным телом Кришны, одно из имен которого Трибханга-сундара — «прекрасный и изогнутый в трех местах». Другая часто используемая базовая позиция в Одисси — чока, которая напоминает Джаганнатху. В ней, наоборот, тело выпрямлено, в приседе наполовину, вес равномерно распределен на обе ноги, стопы и колени разведены в стороны. Существует множество жестов для рук, и они могут быть использованы как со значением, так и без смыслового значения, просто как красивые элементы техники. Жестами можно передать чувство, слово, или целую строку. Танец бывает чистой хореографией, когда нет смыслового значения, в этом случае музыка не имеет смыслового значения тоже, и все движения и жесты имеют чисто орнаментальный характер, такая категория танца называется нритта. Другая категория нритья - это танцы со смысловым значением, где поётся текст, и мы его изображаем, а также передаём чувства, заложенные в смысле текста. Танцоры изучают и исполняют обе категории танца. Есть также третья категория натья - это большое представление с большой темой, такое, как «Рамаяна», например, в которое входит и нритья, и нритта, но в таком спектакле всё подчинено единой идее и гармонично в неё вписывается.
Вы преподаёте Одисси. Расскажите немного. В чём отличие Одисси от других храмовых танцев? Почему Вы выбрали его?
Индийский классический танец – это воплощение духовности и религиозности, чувственности и эмоциональности, чистоты и нравственности, силы ума и красоты физического тела, это торжество фантазии и реальность человеческой жизни. Это всё и привлекло меня в классическом индийском танце, к тому же я уже была на пути вайшнавизма, что ещё больше утвердило меня в моём желании. Одиша - это земля, где веками существовал этот стиль, Одисси, там всё пропитано вкусом любви к Кришне, вкусом санкиртаны Господа Гауранги и Господа Джаганнатхи. Он для меня воплотил всю красоту и сладость Кришны и его лил, мягкость, нежность, плавность и грацию в сочетании с основательной и чёткой основой. Все храмовые танцы прекрасны, в моём сердце отозвался стиль Одисси и я утвердилась в желании заниматься им профессионально. Поэтому я успешно отучилась во Вриндаване в институте Венунад Кала Кендра и получила диплом мастера танца. Мы много лет путешествовали с моим мужем Патита Паваной, проповедуя Сознание Кришны в разных городах и странах, и исполнение Одисси всегда находило тёплый отклик в сердцах людей. В Москве в 2007 году я открыла свою студию «Лиламрита» на базе клуба «Баланс», где мы вот уже много лет изучаем танец Одисси, занимаемся творчеством и готовим концертные выступления, обсуждаем философию и участвуем в проповеднических мероприятиях. Индийский танец, его исполнение и созерцание – это одно из возвышенных человеческих занятий, доступное каждому, это настолько интересный опыт, что когда начинаешь заниматься, то уже не можешь забыть это, стоит попробовать!
Харинамный танец. Можете ли Вы прокомментировать этот способ танца?
Танец на харинаме - это прекрасный вид преданного служения, так же как и танец на киртане в храме. Это и медитация, и наша молитва, и выражение наших возвышенных чувств, и духовное единение с обществом. Всегда есть старшие преданные и руководители, которые отвечают за этот процесс, чтобы сделать это служение наилучшим образом. Мы танцуем во время киртана для удовольствия Божеств, а на харинаме мы танцуем в социуме, поэтому важно, чтобы танец был слаженным и всё должно быть гармонично. Для этого пение и танцы проходят под руководством ведущего. Танец может включать в себя самые разнообразные элементы, но основой является “Свами-степ”, когда преданные воздевают руки кверху и танцуют, как Господь Чайтанья вместе со Своими спутниками на изображениях: правая нога заносится перед левой, затем ставится назад, затем левая нога заносится перед правой, затем ставится назад. Главное в танце важно поддерживать уважительное отношение к Божествам, преданным и окружающим людям, следить, чтобы наши чувства не выходили из-под контроля. Когда с энтузиазмом и в гармонии поют и танцуют, аккуратно выглядят, то это вдохновляет, но люди могут иметь разные причины, по которым они не принимают участия в танце, и к этому нужно относиться с пониманием.
Я всегда рада провести для вас вводные занятия по классическому индийскому танцу, на котором вы сможете получить ответы на все свои вопросы и попробовать свои силы в этом авторитетном способе выражения своей любви к Богу.