Индийский классический танец и эмоции
Пришедший из глубины веков классический индийский танец – это воплощение духовности и религиозности, чувственности и эмоциональности, чистоты и нравственности, силы ума и красоты физического тела, это торжество фантазии и реальность человеческой жизни. Индийский танец, его исполнение и созерцание – это одно из возвышенных человеческих занятий, доступное каждому.
Помимо владения своим телом, техникой исполнения и искусством самой хореографии, в индийских танцах важно то, что исполнитель должен быть также способен прочувствовать сам и выразить эмоции с помощью своего тела. Это искусство выразительности называется «абхиная». Эмпатия, или то, как артист входит в образ и воплощает его на сцене, тоже очень важная составляющая театрального искусства и индийского классического танца в частности. Для актёра вообще важно умение внешне выражать разные чувства. Танец же – это вид искусства, в котором осуществляется всестороннее воздействие на зрителя. Музыка и слова уже создают образы внутри сознания зрителя. К этому добавляется и внешнее воздействие: атмосфера, в которой исполняются танцы, освещение, украшение зала, антураж, также костюм, украшения, прическа и грим танцора, его мимика, жесты, движения, эмоции, и конечно само действие, происходящее на сцене, рисунок танца, его темп и другие факторы.
Вообще, драма – один из главных видов искусства, сочетающий в себе разные виды эмоционального и психологического воздействия на зрителя, как мы знаем, а искусство - это система с обратной связью. То есть зритель воспринимает поданные со сцены идеи через свои собственные чувства и эмоции. Причем, важно заметить, что танец, как вид искусства, несёт не обыденные (называемые в танцах «локадхарми»), а художественные эмоции («натьядхарми»). Художественные эмоции эстетичны, и они возвышают сознание, они проецируют то, что универсально и важно для людей, то, что понимает сердце и душа любого человека. Советский психолог Л. С Выготский назвал художественные эмоции умными. Они помогают человеку понимать других и самовыражаться в обществе и вызывают эстетическое наслаждение и катарсис, переживая который человек внутренне очищается. Искусство оттачивает наши чувства, учит воспринимать мир. Оно формирует человеческую чувственность, видение мира, создает глаз, способный наслаждаться красотой красок и форм, ухо, способное улавливать гармонию звуков. Еще в древности было осознано значение эстетической функции искусства. Индийский поэт Калидаса (приблизительно V в. н.э) выделял четыре цели искусства:
- вызывать восхищение богов;
- создавать образы окружающего мира и жизни человека;
- доставлять высшее удовольствие с помощью эстетических чувств («рас»): комизма, любви, сострадания, страха, ужаса и др.;
- служить источником всеобщего наслаждения, радости, счастья и всего прекрасного.
Современный индийский ученый В. Бахадур пишет, что цель искусства — вдохновлять, очищать и облагораживать человека, и для этого оно должно быть прекрасным.
Можно также сказать, что искусство дает возможность почувствовать близкую связь между внутренними субъективными и внешними объективными сферами и преодолеть все барьеры к их единению. Это требует сознательной работы над человеческим умом и эмоциями. И хорошие условия для этого дает индийский классический танец. Драма в целом глубоко заглядывает в человеческое сознание. Через основанную на религии драму индийская культура традиционно чтила эмоции, как божественную сферу, где берут начало и разыгрываются человеческие ценности. Индийские боги учат многим ценным качествам, а также состраданию к другим. Бывает, что боги изображаются совершающими ошибки, и это всегда служит большим уроком для людей. Об эмоциях и драме много говорится в танцевальный текстах. В «Натьяшастре» Бхараты Муни, основному трактату о танце, этому посвящается несколько глав. Разбирается 9 основных эмоциональных состояний, называемых «навараса», то есть, 9 чувств:
- Любовь, красота, прекрасное, эротическое («шрингара»):
- Комическое - сюда входит юмор и самый разный смех («хасья»):
- Патетическое - сострадание, чувство боли, скорбь («каруна»):
- Грозное - гнев, злость, раздражение («рудра»):
- Героическое - доблесть, смелость, энтузиазм, сила («вира»):
- Боязливое - страх, испуг, ужас, тревога («бхаянака»):
- Удивление («адбхута»):
- Отвращение («бибхатса»):
- Умиротворение («шанта»):
Эти эмоции всегда присутствуют в нашей жизни, но в танце мы учимся выражать их красиво, соответственно контексту, в гармонии с художественным образом, и так, чтобы это было понятно зрителю. Стилизованный язык танцевальных эмоций основан конечно на обычных способах выражения эмоций, но в гриме и костюме они выглядят по-другому, к тому же принимается во внимание и персонаж, которого мы изображаем, и ситуация, и его возраст и пол, социальный статус и другие художественные особенности. Чтобы научиться красиво изображать эмоции на сцене в танцах, сначала нужно практиковаться просто вообще их выражать разными способами без грима. Это долгая практика, но она очень полезна не только танцорам, но и всем людям.
Эмоции являются неотъемлемой частью человеческой сущности. Много болезней возникает от проглатывания и подавления ощущений, которые нелегко переварить и которые в дальнейшем приводят к ментальному или эмоциональному несварению, расстраивая функции психического тела. Такие нарушения выражаются в нервозности, постоянном ощущении неловкости, депрессиях, или в других, более суровых формах психических заболеваний, и так можно вообще даже потерять себя как человека. Поэтому мы должны испытывать всю гамму эмоций и учиться управлять ими.
Попробуйте сами потренироваться - сознательно вызывать и воспроизводить эти 9 эмоций, гримасничать, принимать позы и телодвижения, характерные для этих эмоций, и каждый раз вы будете ощущать новые грани того, как это может выглядеть. Используйте зеркало, и вы увидите, что иногда бывает сложно сделать видимым то, что вы ощущаете внутри. И вы можете экспериментировать и находить для себя новые образы, раскрепощаться, задействовать всю мимику, а также и всё своё тело: делать его пластичным или резким, медлительным или быстрым, застывать в позе или менять положения, группироваться или же открываться миру с широко раскрытыми объятиями; попробуйте использовать все части тела - руки, кисти, пальцы рук, ноги, стопы, позируйте стоя, сидя, лёжа, двигайтесь в разном темпе. Создавайте разные образы, открывайте в себе новые грани. Это очень полезный опыт самопознания.